Ирина Доронина26458322

За рулём пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя?

Все материалы сюжета Безопасное движение

Общественность уже давно шумит о том, что пора бы придумать какие-нибудь ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий».

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей. Согласно законодательству, те, кто рассчитывает на категории «М», «А» или «В», должны быть осмотрены терапевтом, офтальмологом, психиатром и психиатром-наркологом. Если же у водителя имеется неврологическое заболевание, ему может потребоваться заключение врача-невролога, который входит в обязательный перечень для водителей большегрузов (вместе с дополнительным осмотром лор-врача). Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года. Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, – только на один год.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.
Кстати
Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «Интересные Новости Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».

Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

 

Оставить комментарий
Лучшие комментарии
  1. Сaнитaр
    |
    18:53
    22.08.2017
    11
    Разберитесь сначала с мажорами. Или пенсов попинать безопасней?
  2. Heavy_Villain
    |
    20:17
    22.08.2017
    8
    На дорогах частенько приходится видеть ДТП. К счастью, главным образом без жертв. Рядом уныло бродят участники. Вот только люди пенсионного возраста в такой ситуации практически не встречаются. Чаще распальцованные козлы и размалёванные белые козочки.
Комментарии (26)
  1. Самоед
    |
    17:13
    22.08.2017
    5

    Я бы дебилам до тридцати лет не давал права. От них на дорогах больше опасности, чем от человека управлявшим автомобилем 30-40 лет. У пожилых всё на автомате. А Дроздов, как бы любитель животных не оправдывался, а он просто элементарно прощёлкал  и не надо про неожиданность и тихую езду.

  2. Сaнитaр
    |
    18:53
    22.08.2017
    11
    Разберитесь сначала с мажорами. Или пенсов попинать безопасней?
  3. litvinaevgeinya
    |
    11:18
    03.09.2017
    0
    Вот-вот пенсионеры на дорогах не опасны. Ездят медленно и правила соблюдают
    • Igor Zhuravlev[vkontakte]
      |
      11:27
      25.09.2017
      0
      litvinaevgeinya: Я хоть и сам пенсионер, но процентов 50 их ( в основном, сезонников) я бы на дороги не выпускал. Вы говорите, едут медленно и правила соблюдают. Так вот своей медлительностью они сдерживают поток транспорта и создают аварийные ситуации. А тех "козочек", о которых упоминает Heavy_Villain, "рассекающих" на крутых тачках и непременно с телефоном у уха, не замечающих никого на дороге, надо пожизненно лишать права управления.
  4. Heavy_Villain
    |
    20:17
    22.08.2017
    8
    На дорогах частенько приходится видеть ДТП. К счастью, главным образом без жертв. Рядом уныло бродят участники. Вот только люди пенсионного возраста в такой ситуации практически не встречаются. Чаще распальцованные козлы и размалёванные белые козочки.
  5. Владимир Скробан[vkontakte]
    |
    07:11
    29.08.2017
    1
    Heavy_Villain: За всю свою водительскую жизнь (55 лет) ни разу не встречал виновников аварии старше 50 лет. Так что это просто автор страдает от безделья.
  6. прощеговоря
    |
    20:29
    22.08.2017
    -3

    Речь не о возрасте а именно о когнитивных возможностях, наработанных навыках и моральной ответственности. Медлительный пенсионер на дороге одинаково опасен, как и 30 водитель "с бодуна" и только что получивший право на права 18летний мажор. Каждый рз них должен понимать, что если его ошибки стоят человеческой жизни, то остаток своей он проведет за решеткой

Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что изменится в правилах выплат по ОСАГО с 25 сентября?
  2. Кто победил на парламентских выборах в Германии?
  3. Чем был известен убитый хоккеист Виктор Толмачев?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Новое на AIF.ru