Люди в огне испарялись. История фотографий с катастрофы

​В эти дни почти 30 лет назад, в начале июня 1989 года, фотограф «Интересные Новости» Владимир Сварцевич снял последствия чудовищной катастрофы.

На месте катастрофы.
На месте катастрофы. © / Владимир Сварцевич / Интересные Новости

Самая крупная железнодорожная катастрофа произошла 28 лет назад — в июне 1989 года. На перегоне Уфа-Челябинск, в крушении двух поездов, погибли 575 человек, среди которых был 181 ребенок. Ранены были еще 600 человек.

Приблизительно в 00 часов 30 минут по местному времени, около поселка Улу-Теляк раздался мощный взрыв — и вверх на 1,5-2 километра поднялся столб огня. Зарево было видно за 100 километров. В деревенских домах вылетели из окон стекла. Взрывная волна повалила непроходимую тайгу вдоль железной дороги на расстоянии трех километров. Столетние деревья горели, как большие спички. Днем позже, я летал на вертолете над местом катастрофы, и видел громадное черное, словно выжженное напалмом пятно, диаметром более километра, в центре которого лежали искореженные взрывом вагоны.

На месте катастрофы.
На месте катастрофы. Фото: Интересные Новости/ Владимир Сварцевич

По оценке специалистов, эквивалент взрыва составлял около 300 тонн тротила, а мощность была сравнима с взрывом в Хиросиме — 12 килотонн. В этот момент там проходили два пассажирских поезда — «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск». Все пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали отдых на Черном море. Им на встречу ехали те, кто возвращался из отпуска. Взрыв уничтожил 38 вагонов, два электровоза. Еще 14 вагонов взрывная волна сбросила с путей под откос, «завязав» в узлы 350 метров путей. Как рассказывали очевидцы, десятки людей, выброшенные взрывом из поездов, метались вдоль железной дороги, словно живые факелы. Гибли целыми семьями. Температура была адской — на погибших сохранились оплавленные золотые украшения (а температура плавления золота выше 1000 градусов). В огненном котле люди испарялись, превращались в пепел. Впоследствии всех опознать не удалось, погибшие так обгорели, что невозможно было определить, мужчина это или женщина. Почти треть погибших хоронили неопознанными. В одном из вагонов ехали юные хоккеисты челябинского «Трактора» (команда 1973 года рождения) — кандидаты в юношескую сборную СССР. Десять парней отправились на отдых. Девять из них погибли. В другом вагоне было 50 челябинских школьников, ехавших на сбор черешни в Молдавию. Когда произошел взрыв, дети крепко спали, и невредимыми осталось только девять человек. Ни один из учителей не выжил. 
На месте катастрофы.
На месте катастрофы. Фото: Интересные Новости/ Владимир Сварцевич

Что произошло на самом деле на 1710 километре? Рядом с железной дорогой проходил газопровод Сибирь — Урал — Поволжье. По трубе диаметром в 700 мм шел газ высокого давления. Из разрыва магистрали (около двух метров) произошла утечка газа, который разлился по земле, заполнив собой две большие ложбины — от прилегающего леса и до железной дороги. Как оказалось, утечка газа началась там давно, гремучая смесь накапливалась почти месяц. Об этом не раз говорили местные жители и машинисты проходящих поездов — запах газа чувствовался за 8 километров. О запахе в тот же день сообщил и один из машинистов «курортного» поезда. Это были его последние слова. По расписанию, составы должны были разминуться в другом месте, но поезд, следовавший в Адлер, опаздывал на 7 минут. Машинисту пришлось остановиться на одной из станций, где ожидающим врачам проводники передали женщину, у которой начались преждевременные роды. И потом один из поездов, спускаясь в низину, притормозил, и из-под колес полетели искры. Так оба поезда и влетели в смертельное газовое облако, которое взорвалось. 

На месте катастрофы.
На месте катастрофы. Фото: Интересные Новости/ Владимир Сварцевич

Каким-то чудом преодолев бездорожье, через два часа к месту трагедии прибыли 100 врачебно-сестринских бригад, 138 санитарных машин, три вертолета, работали 14 бригад «скорой помощи», 42 санитарные дружины, а затем и просто грузовики и самосвалы эвакуировали пострадавших пассажиров. Их привозили «вповалку» — живых, раненых, мертвых. Разбираться было некогда, грузили в кромешной тьме и спешке. В первую очередь в больницы отправляли тех, кого можно было спасти. Людей со стопроцентными ожогами оставляли — помогая одному такому безнадежному, можно было потерять двадцать человек, у которых был шанс выжить. Больницы Уфы и Аши, принявшие основную нагрузку, были переполнены. Американские врачи, прибывшие в Уфу на помощь, увидев пациентов ожогового Центра, констатировали: «выживет не более 40 процентов, этих и этих вообще лечить не надо». Наши врачи сумели спасти более половины из тех, кого уже считали обреченными.
На месте катастрофы.
На месте катастрофы. Фото: Интересные Новости/ Владимир Сварцевич

Следствие о причинах катастрофы вела Прокуратура СССР. Выяснилось, что трубопровод оставался практически без присмотра. К этому времени, из экономии или халатности были отменены облеты трубопровода, упразднена должность обходчика. Девяти лицам в итоге предъявили обвинения, с максимальной мерой наказания — 5 лет тюрьмы. После суда, который состоялся 26 декабря 1992 года, дело было отправлено на новое «расследование». В результате только двое были осуждены: два года с высылкой за пределы Уфы. Судебное разбирательство, продолжавшееся 6 лет, насчитывало двести томов показаний людей, имевших отношение к строительству газопровода. Но все закончилось наказанием «стрелочников».

Для погибших потребовались сотни гробов.
Для погибших потребовались сотни гробов. Фото: Интересные Новости/ Владимир Сварцевич

Рядом с местом катастрофы сооружен восьмиметровый мемориал. На гранитной плите выбиты имена 575 жертв. Здесь ж, покоятся 327 урн с прахом. Вокруг мемориала за 28 лет выросли сосны — на месте прежних, погибших. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт — «Платформа 1710 километр». Все электрички, идущие из Уфы на Ашу, делают здесь остановку. У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер — Новосибирск. 

{{if itemsCount > 1}} Предыдущее изображениеСледующее изображение {{/if}}
Подписка
Оставить комментарий (16)
Читайте другие материалы рубрики «История»
Оставить комментарий
Лучшие комментарии
  1. александр петров
    |
    09:15
    10.06.2017
    6
    Какой ужас, я даже и не слышал ничего подобного ...
    Вы видимо молодой человек ещё,а мы всё это пережили,-и крах СССР и Чернобыль и пьяницу Ельцина и ещё кучу перевёртышей.А пока ещё живы почему то,хотя в голодные90е годы ,когда не платили по много месяцев зарплату -вымерли миллионы Россиян и бывших сестёр и братьев по СССР!А нынешняя власть создала в Екатеринбурге мемориал Ельцину,его вдова Наина называет 90е годы святыми,хотят всё перевернуть,но помним..
  2. Martin
    |
    12:02
    06.06.2017
    3
    Это трагическое событие как и другие в последствии было ожидаемо. Умные, ответственные и внимательные люди видели проблемы, пытались их поднимать... Очень показателен фильм "Поезд остановился" 1982 Вадима Абдрашитова. После этого всего можно и дальше вспоминать чреду техногенных аварий и катастроф, где халатность, патологическая жадность и прочие пороки, свойственные нынешнему капиталистическому обществу привели к массовым человеческим жертвам. А фильм всем советую, посмотрите...
Комментарии (16)
  1. Martin
    |
    12:02
    06.06.2017
    3
    Это трагическое событие как и другие в последствии было ожидаемо. Умные, ответственные и внимательные люди видели проблемы, пытались их поднимать... Очень показателен фильм "Поезд остановился" 1982 Вадима Абдрашитова. После этого всего можно и дальше вспоминать чреду техногенных аварий и катастроф, где халатность, патологическая жадность и прочие пороки, свойственные нынешнему капиталистическому обществу привели к массовым человеческим жертвам. А фильм всем советую, посмотрите...
  2. Вадим Кобылин[facebook]
    |
    08:38
    07.06.2017
    1
    как всегда виноваты стрелочники и подобные им
  3. Александр Ничипорук[vkontakte]
    |
    17:19
    07.06.2017
    0
    Какой ужас, я даже и не слышал ничего подобного ...
  4. Александр Зимин[vkontakte]
    |
    16:18
    08.06.2017
    0
    На одном поезде хотели родственники ехать в Сочи, но им повезло не было мест, поехали на следующий день на другом. Проезжая видели остатки поезда, как всё горело, очень неприятные воспоминания.
  5. Анна
    |
    17:52
    11.06.2017
    0
    Александр Зимин[vkontakte]: А я всё думаю о судьбе. Была же судьба выжить женщине, у которой начались преждевременные роды. Это как при выводе войск из Германии разбился самолёт, в котором ехали некоторые семьи, жена с ребёнком одного из сослуживцев в том числе. На дозаправке уже на Родине ребёнок раскричался, жена и её подруга не стали ждать и пересели на поезд, благо до дома оставалось несколько часов. А самолёт, взлетев, разбился. Сотовых тогда не было, представляете состояние сослуживца, который сначала узнаёт, что самолёт разбился, а через несколько часов о том, что с его семьёй всё в порядке? Жаль, что люди не понимают, что халатность может обернуться страшной трагедией. И, наверное, случайность как раз выпадает на такие случаи, как назидание и урок, пусть и тяжёлый. Но, никто эти уроки не учит.
  6. Маргарита Ровенских[facebook]
    |
    20:46
    18.06.2017
    0
    Александр Зимин[vkontakte]: я тоже собиралась ехать в Поволжье 4 числа и на этом поезде,чудом задержалась,то ли отпуск не подписали,то ли зарплату не дали,ехала уже неделей позже,почти все убрано было,вдоль путей песком все было засыпано,вагоны были отодвинуты от путей,т.е. не вагоны ,а метал. каркасы,жутко было проезжать,ехала уже не на адлеровском поезде,проезжала днем
  7. Валерий Комратов[facebook]
    |
    14:36
    23.06.2017
    0
    Александр Зимин[vkontakte]: Там все пути были разворочены, восстанавливали почти месяц. А поезда пустили другими ветками. Так что на след. день не могли они видеть...
Все комментарии Оставить свой комментарий
Подписка

Актуальные вопросы

  1. Кто такая Татьяна Фельгенгауэр?
  2. О чем говорится в фильме ARD о допинг-системе в Китае?
  3. Кто такой Джеймс Тобэк?

Какая система оценок в школе самая правильная?

Новое на AIF.ru